МЕНЮ
ВЕРТОЛЕТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Yachts Russia поговорил с Дмитрием Перепелкиным, директором вертолетного подразделения Airbus в России и Белоруссии, об ожидаемых новинках, целесообразности покупки винтокрылых машин сегодня и о том, что нужно, чтобы создать вертолет нового поколения.
«Объем парка вертолетов в России стабильно растет», – Дмитрий Перепелкин.
На момент нашего разговора авиасалон МАКС-2021 только что завершился. Какой стала эта выставка для вас?
– Для нас это был интересный опыт, ведь мы впервые выставлялись на МАКС-2021 в рамках концепции Airbus One Roof. Это объединение всех подразделений Airbus в России под одним юридическим лицом. Для нас было честью выставляться с нашими старшими коллегами – Airbus A350-1000 привлекал к себе большое внимание в рамках салона, и благодаря этому мы повысили заметность вертолета. Выставку провели очень продуктивно, в основном встречались с коммерческими операторами, поскольку МАКС – это в первую очередь выставка промышленников для промышленников, частных заказчиков здесь встретишь нечасто в противоположность выставке деловой авиации RUBAE в сентябре, в которой мы также планируем принять участие.

Какое впечатление производит на вас вертолетный рынок в этом году?
– Не сказал бы, что на рынке происходили судьбоносные изменения, – мы видим уверенное развитие отрасли. Стабильно растет объем вертолетного парка в России. Надо понимать, что, если смотреть на реестр воздушных судов, вертолетов с действующим сертификатом летной годности не прибавилось ощутимо, так как постепенно выбывают из строя старые российские вертолеты, но в абсолютном выражении их становится больше. Причем сейчас парк стабильно увеличивается как у коммерческих эксплуатантов, так и у частных заказчиков.

Похоже, что проблемы, связанные с пандемией, отрасль преодолела относительно легко. Каким был ваш опыт прохождения этого периода?
– Пандемия отразилась прежде всего на производстве – организация работы сотрудников потребовала изменений. Завод достойно справился: был установлен режим смен, часть людей перешла на удаленную работу. Поскольку нельзя было работать на близком расстоянии, операции, требующие парной работы, были пересмотрены. Если раньше во время приемки вертолета люди свободно ходили по заводу, сейчас для этого организовано отдельное помещение, чтобы минимизировать взаимодействие между сотрудниками завода и гостями. Мы нашли решение для сложностей, связанных с получением виз для экипажей, представителей заказчика. Впервые в отрасли Airbus Helicopters разработала и осуществила дистанционную поставку вертолетов e-Delivery, чтобы гарантировать соблюдение строгих санитарных норм и ограничений, вызванных пандемией. В рамках дистанционной поставки заказчик передает авторизованному представителю Airbus право осуществить техническую приемку воздушного судна и проверку – процедуры, которые обычно выполняют сотрудники заказчика. В итоге проблемы с пандемией свелись для нас к ряду решаемых организационных задач, и по объему заказов у нас в прошлом году был скачок.

Продолжается ли этот тренд сейчас?
– В этом году пока тенденция хорошая, у нас уже подписано шесть контрактов.

И какие машины пользуются в России большим успехом?
– Самые популярные вертолеты сегодня – однодвигательные H125 и H130. Если говорить о них, наверное, будет особенно интересна недавняя поставка двух таких вертолетов на мегаяхту-ледокол La Datcha. Их эксплуатируют на Дальнем Востоке, в северных широтах – к примеру, весной вертолет был на Камчатке, где прямо с лодки летали на хели-ски. Эти H125 оснащены системой аварийного приводнения, так называемыми баллонетами, которые надуваются автоматически при аварийном контакте с водой. H130 – модель с более просторным салоном, позволяющим вместить еще одно пассажирское место, и рулевым винтом закрытой конструкции типа Fenestron вместо стандартного рулевого винта.

А какие машины, по вашему мнению, недооценены у наших заказчиков, но заслуживают внимания?
– Если бы вы задали этот вопрос пару лет назад, я бы сказал, что это H135. Сейчас же мы увидели, что наконец-то заказчики разделили мое мнение по поводу этих машин и интерес проявился. За два года мы продали уже пять H135, тогда как с 2012 по 2019 год в России не появилось ни одного нового. Дело не только в маркетинге, но и в том, что это новое поколение, значительно улучшенное по сравнению с предыдущим. Сейчас вертолет оснащен четырехканальным автопилотом, метеолокатором, владелец может изменять конфигурацию салона в соответствии с задачей. В зависимости от компоновки вертолет может эффективно использоваться как для частных перевозок, так и для коммерческих. По-этому мы видим растущий интерес как со стороны частных заказчиков, которые летают на нем на охоту, так и коммерческих эксплуатантов, которые работают в том числе в нефтегазовой отрасли.

Как он чувствует себя при эксплуатации над морем?
– Возвращаясь к морской теме – среди российских строительных компаний был интересный опыт эксплуатации вертолета H135: они осуществляли доставку персонала на трубоукладчик при строительстве газопровода. Вертолет доставлял персонал и при необходимости осуществлял медицинскую эвакуацию: это было возможно благодаря легко трансформируемому салону, пилот самостоятельно может заменить сиденья на носилки. Этот вертолет соответствует всем требованиям эксплуатации на офшоре, может выполнять взлет с площадки по категории А. Это крайне важно при эксплуатации вертолета на яхте: вертолет, взлетающий на ограниченной площадке, в случае отказа одного двигателя может либо безопасно выполнить посадку, либо уйти в полет. Закономерно, что H135 очень популярен у эксплуатантов яхт. Если посмотреть на мегаяхты, которые выставляются на яхтенном шоу в Монако, на подавляющем большинстве вы увидите H135. В этом сегменте большой интерес представляет также модель H145. Мы совсем недавно продали первую модель H145 с пятилопастным несущим винтом и сейчас готовимся к поставке. Если сравнивать ее с аналогами по мощности и полезной нагрузке, причем в разных условиях – в жару, на высоте, – она оставляет конкурентов далеко позади. В маркетинговых документах можно увидеть показатели машин при эксплуатации в идеальных условиях – с бесконечной взлетной площадкой, возможностью взлета по-самолетному, используя набегающий поток воздуха для увеличения подъемной силы, и так далее. И совсем другая ситуация, когда нужно сесть под Сочи или Геленджиком при температуре +35° где-нибудь между деревьями, что подразумевает необходимость зависания вне зоны влияния земли. У H145 и H135 есть функция, когда благодаря четырехканальному автопилоту они жестко привязываются к GPS-координатам, что в сочетании с достаточной мощностью, надежной трансмиссией и инженерными решениями позволяет решать такие задачи безопасно и эффективно. Их заявленные характеристики практически не ухудшаются в сложных условиях – H145 будет так же возить восемь пассажиров. Закономерно, что мы уже видим растущий интерес к этой машине – только за год в России появилось два вертолета, сейчас мы ожидаем прибытие третьего. Пока все заказчики этой модели частные, но, думаю, и коммерческие эксплуатанты должны ее в ближайшее время распробовать.

Стоит заметить, что именно эти модели выпускаются в VIP-вариантах.
– Совершенно верно. У нас есть H145 в VIP-исполнении совместно с Mercedes-Benz, как раз одна такая машина появилась в России. У модели H130 есть версия, созданная в сотрудничестве с Aston Martin.

А какие перспективы в России у горячо ожидаемой модели H160, о которой мы писали недавно?
– Модель H160 получила сертификат Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), и мы активно предлагаем ее российским заказчикам. К вертолету интерес большой, отчасти потому, что это очень красивая машина, она действительно выделяется на фоне всего вертолетного рынка – и по внешнему виду, и по характеристикам. У меня была возможность полетать на заводском прототипе на Monaco Yacht Show, за штурвалом был пилот-испытатель, который наглядно продемонстрировал нам все возможности. На вертолете установлены новые двигатели Safran Arrano, разработанные специально для этой модели. Даже на скорости более 300 километров в час не было вибраций. Бортовая электроника очень современная: пилот переворачивал машину, нажимал на одну кнопку – и машина возвращалась в нормальное положение. Интересные решения по оформлению салона, направленные и на достижение максимального комфорта, и на оптимизацию массы. Мы уже ведем переговоры, думаю, в ближайшее время сможем увидеть заказы в России. Как только разместим заказ, займемся сертификацией – это трудоемкий процесс.

Можете немного поделиться техническими подробностями о том, как H160-й создавался?
– Для производства этой модели нового поколения был создан целый комплекс. Задумайтесь: компания на рынке полвека, а под новый вертолет строит инфраструктуру на современном заводе. Для серийного производства была спроектирована новая линия финальной сборки вертолета H160 в Мариньяне во Франции. Сборку частично осуществляют роботы, в Германии делается монокок – ведь это первый гражданский вертолет с полностью композитным фюзеляжем. Был создан целый испытательный стенд – огромная труба, которая позволяет полностью собранный вертолет тестировать с вращающимися лопастями. На стенде тестируются компоненты и системы машины до начала фазы испытательных полетов, а также при подготовке вертолета к сертификации. Используются передовое компьютерное проектирование, демонстрационные комнаты для конструкторов. Когда видишь, как это организовано на заводе, понимаешь, что «вертолет нового поколения» – не просто слова.

Если я правильно помню, два года назад вы говорили, что помочь двухдвигательным вертолетам достичь такой же популярности в России, какой пользуются однодвигательные, – одна из основных ваших целей. Похоже, к этой цели Airbus Helicopters движется очень успешно. Успевает ли ваша инфраструктура?
– Мы очень много внимания уделяем именно развитию послепродажного обслуживания. Сейчас у Airbus лучшая сеть центров обслуживания однодвигательных машин, и наша задача – достичь такого же уровня поддержки двухдвигательной техники. Думаю, до конца года появятся еще два сервисных центра, обслуживающих двухдвигательную технику. Мы в очередной раз сертифицировали Utair в качестве официального сервисного центра, а в мае перед HeliRussia одобрили в качестве дистрибьютора вертолетов вертодром Горка, сейчас работаем над тем, чтобы одобрить его в качестве сервисного центра. Надеюсь, что вскоре они начнут обслуживать и модель H135, тогда у нас и наших заказчиков появится еще один центр технического обслуживания H135, одобренный Airbus.


Фото: Airbus